Воспитательная работа в школе строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Гуманистический характер образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебно-тренировочном занятии, создание воспитывающей среды, построение системы воспитательной работы, нацеленной на нравственное развитие личности каждого ученика.
Воспитательная работа в «ДЮСШ» построена на основе плана воспитательной работы.
На протяжении всего времени в основном ставились те цели и задачи, которые отразили:
Важность и значение физической культуры и спорта.
Нравственное и антиалкогольное воспитание учащихся.
Формирование положительного отношения к тренировкам, развитию познавательной и физической активности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
Воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры.
Патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края.
Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности. Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций: Встреча с выпускниками, туристические походы, спортивные первенства и турниры, посвященные знаменательным датам и т.п.
Системный подход к воспитанию позволяет учащимся школы активно участвовать в районных и краевых мероприятиях. В воспитательной работе школы наиболее значимыми направлениями остаются формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотическое воспитание, формирование ценностных ориентации учащихся, приобщение к миру культуры.
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель проводит ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у учащихся патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства: • личный пример и педагогическое мастерство тренера; • высокая организация учебно-тренировочного процесса; • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; • дружный коллектив; • система морального стимулирования; • наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия: • прием учащихся, вновь поступивших в школу; • просмотр соревнований (фото, видео) и их обсуждение; • регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся; • проведение тематических праздников; • встречи со знаменитыми спортсменами; • трудовые сборы и субботники; • оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Наряду с воспитанием у занимающихся понятий об общечеловеческих ценностях, серьезное внимание обращается на этику спортивной борьбы. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать спортсменов не только на достижение победы, но и на проявление в ходе соревнований морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля успешности воспитательной работы в коллективе. Наблюдая за особенностями поведения своих подопечных во время их выступлений, тренер может делать выводы об уровне морально-волевых качеств.